Новости атомной энергетики

plotina3.jpg

Минпромторг по просьбе властей Карелии вводит точечные меры поддержки входящего в «Росатом» «Петрозаводскмаша», столкнувшегося с недозагрузкой мощностей. Министерство предложило ввести новые нормы по локализации в РФ чугунного литья для ветрогенерации и станков. Станкопром, говорят эксперты, до сих пор заказывал станины в Индии и Китае — из-за дешевизны и лучшего качества.

Минпромторг хочет ужесточить требования постановления правительства №719 от 2015 года для станкостроения и ветрогенерации (поправки размещены на regulation.gov.ru). В документе описаны технологические операции, соответствие которым дает машиностроителям право на признание продукции российской, что важно для доступа к госзакупкам и господдержке. Поправки с 2018, 2019 и 2020 годов увеличивают число операций (в РФ или в странах—членах Таможенного союза), в первую очередь речь идет о локализации чугунных отливок.

Изменения подготовлены по поручению правительства проработать стимулирование потребления отечественного чугунного литья, сказали “Ъ” в Минпромторге. Источник “Ъ” на рынке говорит, что изменения инициировал «Петрозаводскмаш» (ПЗМ, входит в «Росатом») для загрузки литейного производства, а к вице-премьеру Дмитрию Козаку с этим обратились власти Карелии. Представитель господина Козака подтвердил “Ъ” факт обращения и направление поручения Минпромторгу. В июне власти Карелии сообщали, что на встрече Дмитрия Козака с губернатором региона Артуром Парфенчиковым был поднят вопрос литейного производства на ПЗМ. Глава региона пояснял, что ПЗМ — единственное в РФ предприятие по выпуску чугунных отливок весом более 100 тонн, но эти мощности (60,5 тыс. тонн в год) загружены только на 15%. В сообщении говорилось, что завод может выпускать и продукцию для ветроэлектростанций (ВЭС).

«Росатом» купил ПЗМ в 2010 году и собирался создать там производство реакторного оборудования для конкуренции «Ижорским заводам» ОМЗ. Но уже в 2012 году госкорпорация получила контроль над волгодонским «Атоммашем», мощностей которого хватает для атомной программы. На ПЗМ было решено оставить производство неатомной тематики, но в полной мере обеспечить завод заказами не удалось.

В «Атомэнергомаше» (машиностроительный дивизион «Росатома») “Ъ” сказали, что продукция литейных предприятий сегодня не учитывается в локализации продукции, в том числе в станкопроме. Поправки «стимулируют применение отечественного литья», говорят в компании, отмечая, что с другими игроками участвуют в разработке мер по развитию отрасли.

Артур Парфенчиков просил изменить и правила квалификации зеленой генерации, что позволило бы ПЗМ получать заказы для ВЭС, сообщала администрация Карелии. Требования по локализации для ВЭС достаточно жесткие: инвесторы должны нарастить ее до 65% к 2024 году, иначе станции будут получать меньше денег. Уровень локализации определяет Минпромторг, в РФ должны производиться лопасти, вал привода и т. д. Кроме того, «Новавинд» (структура «Росатома» по ВЭС) собиралась заключить специнвестконтракт с Минпромторгом. В компании признали, что в проекте контракта есть указание на поэтапную локализацию.

Глава ассоциации «Станкоинструмент» Георгий Самодуров называет изменения «в теории неплохими», но говорит о необходимости их внедрения не в столь короткие сроки.

«Это нужно делать поэтапно, по мере готовности литейщиков,— считает он.— Также важно соответствовать запросу по качеству, что в один момент также нереализуемо».

Глава совета директоров группы «Стан» Максим Гущин сказал “Ъ”, что поправки приведут к дальнейшему росту доли произведенного в РФ оборудования на внутреннем и внешнем рынках. По его словам, требование использования отечественных отливок может способствовать снижению доли импортных аналогов российских станков в стране и стимулировать развитие литейного производства. Средняя ежегодная потребность заводов «Стана» в литье — более 2 тыс. тонн, говорит он, но больший объем отливок производится на заводе группы в Стерлитамаке.

Партнер SBS Consulting Олег Сутырин замечает, что станкостроители ранее заказывали станины в Китае или Индии, обосновывая это лучшей ценой и более высоким качеством, Минпромторг переориентирует их на производителей в России. Это снизит зависимость от валютных колебаний и улучшит качество, в частности, за счет серийности, считает эксперт. При заинтересованности производителей станков, по его мнению, можно за полгода отладить технологии литья поставщиков РФ.

АО «Петрозаводскмаш», входящее в госкорпорацию «Росатом», – крупнейшее машиностроительное предприятие на Северо-Западе России, осуществляющее поставки оборудования для атомной, нефтехимической и целлюлозно-бумажной, промышленности. Хорошо известно в России и за рубежом уникальные отливки из серого и высокопрочного чугуна массой до 120 тонн. Продукция с маркой «Петрозаводскмаш» эксплуатируется в 42 странах мира. Предприятие расположено в городе Петрозаводске на берегу Онежского Озера, что обеспечивает возможность водной транспортировки крупногабаритных машин и аппаратов практически в любую страну мира. Выгодное географическое положение (300 км от границы с Финляндией) обеспечивает особое удобство поставок для иностранных заказчиков.

Общий объем инвестиций, которые планируют привлечь кластеры Ростовской области — Волгодонский промышленный кластер атомного машиностроения и национальный промышленный кластер сельскохозяйственного машиностроения — составит 7,5 млрд руб. Об этом сказано в докладе министра промышленности и энергетики Ростовской области Михаила Тихонова.

В докладе говорится о планах ростовских кластеров, включенных в реестр промышленных кластеров Минпромторга России, на ближайшие 2–3 года.

Участники Волгодонского кластера атомного машиностроения, созданного на производственной базе АО Атоммашэкспорт, планируют к 2020 году создать 259 высокопроизводительных рабочих мест и увеличить объем отгруженных товаров до 7,6 млрд руб. Общий объем инвестиций составит более 1,5 млрд руб.

Созданный на базе компании Ростсельмаш национальный промышленный кластер сельскохозяйственного машиностроения планирует разработать более 20 новых моделей сельхозтехники. К 2021 году его участники планируют создать около 2,5 тысяч новых рабочих мест, увеличить объем отгруженных товаров до 51,4 млрд руб. Общий объем инвестиций составит более 6 миллиарда руб.

Напомним, Волгодонский промышленный кластер атомного машиностроения был включен в реестр промышленных кластеров Минпромторга России в декабре 2017 года, национальный промышленный кластер сельскохозяйственного машиностроения — в мае этого года.

Компания «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион Росатома – Атомэнергомаш) восстановила кузнечно-прессовое оборудование для горячей штамповки днищ в филиале «Петрозаводскмаш». Сегодня на этом оборудовании изготавливаются заготовки днищ для ёмкостей САОЗ Курской АЭС.

Кузнечно-прессовый цех Петрозаводскмаша оснащён вертикальным прессом двойного действия с суммарным усилием 6600 тонн. Несколько лет пресс не использовался и, после необходимого технического обслуживания, был вновь введён в строй. Днище ёмкости САОЗ изготавливают из листовой биметаллической заготовки толщиной 110 мм., диаметром 4 метра. Процесс штамповки происходит после 6-ти часового разогрева заготовки в газовой печи до температуры 900 С. Вместе с заготовкой всю технологию изготовления днища проходит и «проба» – часть листовой заготовки, используемая в дальнейшем для контроля качества металла. Отштампованные прессом заготовки поступают на термообработку, контроль геометрических размеров и далее на механическую обработку.

Таким образом Петрозаводскмаш будет комплектовать все ёмкости САОЗ днищами собственного производства. Кроме того кузнечно-прессовый цех завода может изготавливать сферические и эллиптические днища для ёмкостных, колонных аппаратов нефтехимического и другого оборудования.

Правительство Санкт-Петербурга и ООО «ПО «Санкт-Петербургский завод дизельных запчастей» во второй день ПМЭФ-2018 подписали соглашение о намерениях построить в городе машиностроительные заводы по производству компонентов среднеоборотных двигателей и чугунного литья.

Двигатели будут использоваться для оборудования систем безопасности атомных электростанций РФ и в судостроении. Проект планируется реализовать до 2027 года. Объем инвестиций – более 8,1 млрд руб.

ЗАО «Санкт-Петербургский завод дизельных запчастей» организован специалистами завода «Русский дизель», который раньше производил судовые дизели и электростанции оригинальной конструкции, а также по лицензиям концернов Wartsila и MAN – Pielstick. С 2004 года предприятие производит капремонт дизелей и их сервисное обслуживание более чем на 130 судах, четырех АЭС и в Московском метрополитене. Сервисные центры предприятия находятся в Калининграде, Петербурге и на Канарах. Специалисты завода работают в 40 странах мира.

Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) в 2018 году уже традиционно проходит в «Экспофоруме», но из-за Чемпионата мира в более ранние сроки - 24–26 мая. В нем приняли участие главы государств и правительств, в том числе глава Франции, руководители международных компаний. Тема форума 2018 года - «экономика доверия». В этом году ожидается более 15 тысяч участников.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выделив текст с ошибкой и нажав сочетание кнопок Ctrl+Enter