Новости отрасли

turbina2.jpg

К запуску готовится индустриальный парк на площадке банкротного «Станкомаша»

Госкорпорация «Транснефть» определила для себя в России поставщика насосов для магистральных нефтепроводов – ранее большую часть комплектующих компания закупала за рубежом. Выбор монополиста пал на челябинское ЗАО «Конар», которое в рамках проекта по созданию индустриального парка будет осуществлять полный цикл производства насосного оборудования для нефтяников и энергетиков. Предполагается, что за счет проекта Челябинская область получит тысячу новых рабочих мест, а объем налоговых отчислений в бюджеты инвесторы фиксируют на уровне 8 миллиардов рублей. Все же эксперты предостерегают, что нацеленность на одного, пусть и крупного потребителя, может оставить бизнесменов без значительной прибыли – «Транснефть» как монополист «будет стараться продавить минимально возможные закупочные цены на насосы». Хотя «Конар» может рассчитывать на федеральную поддержку по программе импортозамещения, строительство трубопроводных систем в рамках новых проектов «Транснефти» практически остановлено, что напрямую отразится и на объемах отгрузки продукции «Конара».
Госмонополия по транспортировке нефти ОАО «Транснефть» в рамках программы импортозамещения подыскала себе челябинского производителя насосов, электродвигателей и других комплектующих для магистральных трубопроводов. ЗАО «Конар» (г. Челябинск) было допущено к участию в аукционах «дочки» ОАО «АК «Транснефть» на поставку продукции, и пока речь идет о двух контрактах «Транснефть-Востока» в общей сложности на сумму 1,75 миллиарда рублей.
Параллельно на площадке обанкротившегося завода «Станкомаш» в Челябинске предполагается, что группа «Конар» реализует первый в России кластер по производству насосных агрегатов. Замкнутый цикл производства в кооперации будет создан в формате индустриального парка, предприятия которого будут выпускать все составные части насосного оборудования, начиная от корпусов и заканчивая электродвигателями. Пока на площадке функционирует лишь часть производства. Одним из первых стало ООО «БВК» – сталелитейный завод, изготавливает корпусные заготовки для насосного оборудования, корпусных деталей клиновых и шиберных задвижек, шаровых кранов, корпусных деталей магистральных нефтеперекачивающих насосов и турбин.

 

Согласно официальной информации компании «Транснефть», предприятия лишь частично функционирующего индустриального парка уже в 2014 году выиграли аукционы «дочек» государственного транспортировщика и начали отгрузку своей продукции в общей сложности на 21,85 миллиарда рублей. Часть из договоров по указанным конкурсам уже были подписаны в начале 2015 года. В частности, среди покупателей «Транснефть-Балтика», «Транснефть-Дальний Восток», «Транснефть-Верхняя Волга» и другие структурные подразделения госмонополии.
По информации пресс-службы «Конара», в рамках индустриального парка будет создано более тысячи рабочих мест, а налоговые отчисления в бюджет Челябинской области достигнут не менее 8 миллиардов рублей. В настоящее время инвесторы завершили процесс восстановления наполовину разрушенных заводских цехов, подготовили фундамент для установки оборудования, которое частично уже поступило на производства. С февраля стартовал началась установка и пуско-наладка машин на кузнечном заводе, в центре механообработки и на площадке по производству металлоконструкций.

«Успешность этой идеи зависит от спроса на будущую продукцию. Если в проекте заинтересована «Транснефть» и она будет закупать эту продукцию, тогда идея отличная. В той или иной мере эти насосы закупаются за границей. Мне кажется, этот проект, в том числе, получит государственную поддержку в рамках программы импортозамещения. У нас принято решение создавать в России и нефтесервисное оборудование, и насосы для перекачки», – считает аналитик компании RMG Сергей Пигарев.

 

Ранее губернатор Челябинской области Борис Дубровский заявил, что благодаря такой практике вовлечения в оборот старых обанкроченных мощностей, можно решить задачи, поставленные в стратегии развития региона – увеличить в два раза валовый региональный продукт и производительность труда за счет перехода на новейшие технологии и оборудование.

«Машиностроение – одна из специализаций Челябинской области. Индустриальный парк станет точкой роста в регионе. У предприятия серьезные перспективы импортозамещения, развития внутриобластной кооперации, технологий, которых раньше не было. Таких инвесторов мы всегда будем поддерживать», – говорил о проекте губернатор региона. По словам Бориса Дубровского, возрождение площадки «Станкомаша» – «это пример того, как за два-три года можно сделать совершенно новое предприятие благодаря тому, что собственник использует пустующие площадки, где есть энергетика, логистика, и, что немаловажно, подготовленный персонал».
В конце января площадку создаваемого индустриального парка посетили представители Минпромторга РФ во главе с директором департамента металлургии и тяжелого машиностроения Алексеем Михеевым. Чиновник отметил, что намерение производственной группы «Конар» наладить кооперацию с другими профильными предприятиями страны очень интересно для экономики. Такое сотрудничество может способствовать скорейшему снижению зависимости России от импорта оборудования в сфере транспортировки нефти, который на сегодня практически достигает 100%. По словам Михеева, Министерство промышленности и торговли РФ заинтересовано в поддержке проекта, поскольку его реализация поможет решить стратегические вопросы.

«То, что мы увидели, это пример импортозамещения. Потому совершенно очевидна внутренняя кооперация, которая происходит между предприятиями. Несмотря на то, что «Конар», в состав которого входит БВК, – это предприятие полного цикла, их кооперация на внешнюю сторону достаточно активна, масштабна. Все стоящие проблемы по литью могут быть решены», – заявил представитель Минпромторга РФ.

 

Стоит отметить, что подавляющее большинство насосного оборудования для перекачки нефти поставляли зарубежные компании из стран, которые ввели экономические санкции в отношении России. В частности, речь идет о немецких, английских и американских компаниях, в том числе подразделении Schlumberger – Reda.

Эксперт все же напомнил, что «Транснефть» испытывает некоторые проблемы со вводом новых трубопроводов, в частности Заполярье – Пурпе (Ямал). «Раньше, когда принималось решение о строительстве этих трубопроводов, компания собирала заявки от нефтяников, которые будут прокачивать нефть по этим трубам. Уровень заявок был один, а сейчас из-за кризиса и падения цены на нефть объемы планируемой подачи нефти в трубу значительно снизились», – отметил аналитик Сергей Пигарев.

Напомним, завершение строительства нефтепровода Заполярье – Пурпе стоимостью 200 миллиардов рублей было отложено до конца 2016 года. Совместный анализ Минэнерго и «Транснефти» показал, что ресурсная база для заполнения нефтепровода в необходимых объемах транспортировки нефти на данный момент не готова. Основной его задачей было обслуживание крупных месторождений Ямала: Мессояхского, Русского, Пякяхинского, Тазовского, Заполярного и Сузинского.
С другой стороны, эксперт из RMG уточняет, что в настоящее время «Транснефть» заложила огромные средства на обновление инфраструктуры. Президент госкомпании Николай Токарев заявлял, что они не планируют урезать инвестиционную программу до 2020 года. Объем вложений в техническое перевооружение составит 1,4 триллиона рублей.

 

«Если челябинский индустриальный парк попадет в волну техперевооружения, у проекта все будет отлично. Но все же от этого производства не стоит ждать огромной рентабельности. Дело в том, что риски здесь минимальные, в случае если у них уже есть заказчик в лице «Транснефти». Они будут делать бизнес при условии предзаказа от одного крупного покупателя. Так заказчик сможет продавить невысокую цену на товар», – подытожил господин Пигарев.

Источник «Правды УРФО», близкий к правительству Челябинской области, рассказал, что у инвестора есть предварительные договоренности с госкомпанией о поставке насосного оборудования. Кроме того, он напомнил, что «Транснефть» в начале 2014 года подписывала с «Конаром» соглашение о сотрудничестве.

В пресс-службе производителя уточнили, что 21 февраля 2014 года было подписано четырехстороннее соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве между ОАО «АК «Транснефть» и компаниями «ЭБАРА Корпорейшн» (Япония), «СОДЖИЦ Корпорейшн» (Япония) и ЗАО «Конар» – документ был подготовлен в рамках программы «Транснефти» по техническому перевооружению с использованием передовых технологий. Стороны договорились о создании производства насосного оборудования на территории России, а японцы передадут технологии и производства насосов.
«До последнего времени в России не было предприятия по изготовлению магистральных и подпорных насосов для использования на объектах «Транснефти». При этом в компании находится в эксплуатации около двух с половиной тысяч нефтяных и нефтепродуктовых насосов на почти полутысяче перекачивающих станций», – рассказали о перспективах сотрудничества представители «Конара».

Уточним, что создание реального производства по программе импортозамещения на базе индустриального парка – не единственный прорыв в части партнерства бизнеса и властей Челябинской области. «Конар» уже трудоустроил на литейном заводе 300 специалистов бывшего «Станкомаша», ЧМК и других меткомпаний.

 

«Правда УРФО» будет следить за дальнейшим развитием событий.

Справочно:

Производственная группа «Конар» зарегистрирована в Челябинской области. Объединяет предприятия, занимающиеся разработкой, проектированием комплектующих для газовой, нефтяной и нефтехимической промышленности. Кроме Челябинска, активы группы расположены в Перми, Санкт-Петербурге, Самаре, Москве и Екатеринбурге. В компании трудится более тысячи человек. Генеральный директор – Валерий Вячеславович Бондаренко. По итогам работы в 2014 году группа получила около 900 млн рублей чистой прибыли. Объем выручки составил 17,7 млрд рублей.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выделив текст с ошибкой и нажав сочетание кнопок Ctrl+Enter